читать дальше


20 июня (пятница - 1 день)
Прилет в Ереван (13-00)
Вагаршапат (Св. Первопрестольный Эчмиадзин, резиденция католикоса Армянской церкви, церкви VII в., собор V–XVII вв.)
Церковь Святой Рипсиме (618 г)
Церковь Святой Гаяне (630 г)
Ошакан (усыпальница Месропа Маштоца, создателя армянской письменности, церковь VII в.) /не добрлись/
Вечерний Ереван
21 июня (суббота - 2 день)
Марз КОТАЙК: Ереван
Урартская крепость-город Эребуни (экскурсия, музей)
Арка Чаренца
Крепость Гарни (крепость царя Трдата I и храм бога Митры, I в.)
Хоральные скалы в ущелье реки Азад
Гехард (скальный монастырь XI–XIII вв.)
Вечерний Ереван
22 июня, (воскресенье - 3 день)
Марз КОТАЙК: Ереван
Исторический музей Армении
Экскурсия по историческому центру Еревана
Вернисаж
Вечерний Ереван
23 июня (понедельник - 4 день)
Марз КОТАЙК: Ереван
Музей Параджанова (экскурсия, фото)
Посещение коньячного завода "Арарат"
Марз АРАГАЦОТН:
Егвард
Церковь - успальница Аствацацин (1321 г)
Церковь Кармравор (VII век )
Церковь Циранавор (V-VI в.в.)
Аштарак (остатки древнего города, церкви V–VII, XIII вв.)
Пейзажи ущелья реки Касах
Ованнаванк (комплекс монастыря V, XIII в.)
Сагмосаванк (комплекс монастыря X в.) и Арташаван (церковь X в.)
Пекарня
Апаран (древняя базилика V в.)
Ванадзор
24 июня (вторник - 5 день)
Марз ЛОРИ: Ванадзор
Кобайр (руины монастыря, фрески XIII в.)
Ахтала (монастырь X-XIII в. , фрески)
Ахпат монастырь (X–XIV вв.)
Алаверди (древний мост)
Санаин монастырь X—XIII вв.
Одзун (VI-VII в.)
Ванадзор
25 июня (среда - 6 день)
Марз АРАГАЦОТН: Ванадзор
Цилкарский перевал (виды Лорийских перевалов)
Памятник армянскому алфавиту
Деревеня езидов.
Амберд (крепость и церковь X в.)
Ахцк (усыпальница армянских царей династии Арташесидов, I–IV вв.) /не были - нельзя доехать на автобусе/
Агарак (древний урартский храм, обращенный в церковь, городище Бронзового века)
Аруч (собор и руины дворца династии Мамиконянов, VII в.) — Аручский караван-сарай (XIII в.)
Талин (собор и церковь VII в.)
Мастара (купольная церковь VIII в.)
Ванадзор
26 июня (четверг - 7 день)
Марз ШИРАК: Ванадзор
Русская церковь в Ванадзоре (кон. XIX в., псевдорусский стиль)
Русская церковь Св.Николая в с. Амракиц (1846 г)
Гюмри (город 2-й пол. XIX в., прогулка по старому Александраполю)
"Чёрная крепость" (русская крепость, построенная Николаем I в 1830-ые гг.)
Мармашен (комплекс монастыря X в. у берега реки Арпачай)
Аричаванк (комплекс монастыря XIII в.) /не были - нельзя доехать на автобусе/
Русские молоканские села (вид сверху)
Гюмри
Ванадзор
27 июня (пятница - 8 день)
Марзы ТАВУШ и ГЕГАРКУНИК: Ванадзор
Пушкинский перевал
Дилиджан
Гошаванк (монастырь XII–XIII вв.)
озеро Севан и Севанаванк (монастырь Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин (871—874) на острове на Севане)
Айриванк (церковь X в. на берегу Севана)
Норатуc (гигантское кладбище хачкаров V–XVIII вв.)
Селимский караван-сарай на горных перевалах (XIII в.)
Пещерный город Горис (со смотровой площадки)
28 июня (суббота - 9 день)
Марз ЗАНГЕЗУР: Горис
Татев (монастырь X–XIII вв.) канатная дорога
Зорац-карер (святилище-обсерватория Бронзового века, армянский Стоунхендж)
Нораванк (монастырь XIII–XIV вв. в Красных скалах ущелий Вайоцдзора)
Ереван
29 июня (воскресенье - 10 день)
Марз АРМАВИР: Ереван
Соборная мечеть Еревана (Голубая мечеть ), 1766 г
Хор-Вирап (монастырь, остатки узилища, где подвизался Григорий Просветитель)
Сардарапат - мемориал на месте Сардарапатского сражения.
Звартноц (руины колоссального купольного храма-ротонды VII в.)
Вылет из Еревана (22-00)
@темы: ЖитиЕ моЕ, Путешествия
надо бросать все дела, брать такси (100 руб в любую точку города)
и ехать в Afrikyanneri Pandok на ул.Пушкина 1.
Прекрасный, старинный ресторан.
Обязательно изучить меню и понять,
что «Гусь по-королевски» там сирота.
Его никто из хозяев так и не полюбил.
Поскольку практически все остальные блюда –
это любимые блюда того или иного
родственника или приятеля:
"Наилюбимейший шашлык Ашота"
или "Любимый салат Хачатура"...
К нам вышел сам Шеф-повар Григорий Антинян...
Первые его слова были: «Я знаю, что вам приготовить!»
Он знал, он знал!
Мы ели «Шашлык по-королевски», толму, овечий сыр,
овощное сате, всего не перечислишь ....
Стол ломился от яств.
Всё осилить мы так и не смогли...
Армянское вино...неплохое...
Но привезли мы домой армянский коньяк!
От избытка чуЙств!
(надеюсь, Виталий Егорович это не прочтет)
Можно пойти в Исторический музей Армении,
с замечательной экспозицией и,
передохнув в тенистом дворике,
наметить следующие пути и объекты...
Можно побродить по старым улочкам города,
который тоже нещадно рушат,
забредя в мастрескую, где режут хачкары...
Можно пойти на Вернисаж...
где продается всё: от магнитика до
погребального горшка раннего
(не среднего или позднего!
Можно присесть в ресторации около воды,
заказав чашку кофе
или арбуз...
(кофе, кстати, меня нигде не впечатлил)...
А можно просто пошоппинговть
(ещё раз надеюсь, что В.Е. это не увидит:
мы зашли туда в надежде на кондиционер....)
«Блаженства паломника», часть средневекового «путеводителя»,
Кодекса Каликста, датируемого XII веком.
Его положения актуальны и сегодня, для любых пилигримов ))
Читаю и поражаюсь: ещё в XII веке был составлен текст, каждый пункт которого
полностью и в точности совпадает с моим пониманием и ощущением путешествия! ну,
со скидкой на то, что в самом тексте всё же речь идёт о чисто религиозном паломничестве
раннего средневековья - а я всё же имею в виду pilgrimages вообще, паломничество
как путешествие-познание и поиск-прикосновение к сути и смыслу, как труд духа, разума и души...
1. Счастлив ты, совершающий паломничество, если осознаешь, что дорога открывает тебе глаза, на то, к чему ранее был слеп.
2. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге твой рюкзак освобождается от вещей, а твое сердце наполняется чувствами.
3. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге тебя начинает больше волновать не собственное существование, а пребывание в мире с другими людьми.
4. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты открываешь, что шаг назад для помощи другому человеку стоит больше, чем сто вперед без внимания к окружающим тебя людям.
5. Счастлив ты, совершающий паломничество, если тебе не хватает слов, чтобы выразить благодарность за все то, что приносит тебе дорога в каждом своем изгибе.
6. Счастлив ты, совершающий паломничество, если созерцание дороги ведет тебя к сути вещей и к рассвету.
7. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты ищешь правду и превращаешь свою дорогу в жизнь, а жизнь — в дорогу поиска Пути, Правды и Жизни.
8. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге ты встречаешься сам с собой и даришь себе время для общения со своим сердцем.
9. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты открываешь, что дорога полнится тишиной, молитвой и встречей с Отцом, который всегда ждет тебя.
10. Счастлив ты, совершающий паломничество, если, завершая дорогу, ты открываешь, что подлинный Путь только начинается".
Нораванк (монастырь XIII–XIV вв. в Красных скалах ущелий Вайоцдзора)
Оксана
Наташа
что полноценного АтчОта мне не написать...
Потому что это не описать...
Рада, что была, видела, слышала, чувствовала...
Надеюсь, что-то постигла...
Мы объехали все марзы (районы) Армении....
О храме Гарни, скальном монастыре Гехард и
озере Севан - самых "раскрученных" местах /как ни цинично
это звучит/ не написал только
ленивыйне ездивший...Решила о том, что запомнилось более всего...
Хоральные скалы в ущелье у реки Азад -
ущелье Гарни в Котайкской области.
Вдоль ущелья имеется Гарнийское плато.
Ущелье славится своими уникальными базальтовыми столбами,
которые появились вследствие действия вулканической лавы.
Если смотреть на ущелье издалека, то многие скалы кажутся похожими на гигантский орган.
Гарнийское ущелье протянулось вдоль живописной реки Азат. Общая длина реки составляет 55 км.
Спускаясь в ущелье, мы прошли мимо обедающего семейства...
Увидев гостей (именно так воспринимают в Армении приезжих),
они угостили нас черешней
и устроили импровизированный концерт...
И добраться до ущелья не так-то просто,
и выбраться из него "не могу сказать, что это - подвиг,
но что-то героическое в этом есть"
И таки, награда не заставила себя ждать.
Пировали, любуясь, как по ущелью
скользит уходящее солнце....
Зорац-карер (Караундж) -
доисторического мегалитического комплекса,
расположенного на горном плато на высоте 1770 метров над уровнем моря.
Предполагается, что это - святилище-обсерватория Бронзового века...
Немыслимо осознать, (во всяком случае, для меня)
что все это - рукотворно...
И не просто рукотворно, а со смыслом...
Нам неведомым.
И временной отсчет неточен: III-IV-тысячелетия до нашей эры...
«Эта древняя обсерватория отличается от подобных, если сравнивать её, к примеру,
со Стоунхенджем в Англии или Карнаком во Франции.
Наличие отверстий в камнях ставит её особняком в общем ряду объектов подобного рода».
географ Николас Ховард...
Есть мнение, что это - "древние захоронения, или некрополь —
место, служащее мостом между землёй и небом
в циклическом путешествии души по кругу жизни, смерти и возрождения".
Как бы ни было - там идет мощная энергетическая подпитка,
и ты буквально осязаешь. небо, воздух, камни...
в Гехаркуникской области, в 4 километрах от города Гавар.
Одно из немногих поселений ашхара, сохранивших свое имя от древнейших времен.
Здесь в XVI веке была резиденция армянских Меликов (князей).
В селе находится самое большое на территории современной Армении
кладбище хачкаров.
После уничтожения правительством Азербайджана кладбища хачкаров в Джуге,
Норатус - самый крупныqй в мире.
Хачкар представляет собой уникальный памятник армянской культуры.
Источник искусства хачкар восходит к дохристианскому времени,
когда на берегах рек устанавливались идолы поклонения воде – «вишапы».
Позже урартские цари устанавливали памятные стелы.
С приходом христианства стали устанавливать сначала деревянные хачкары-кресты,
а потом они заменяются на каменные.
Характерной особенностью большинства хачкаров является крест с солнечным диском под ним.
Остальная часть камня украшена изображениями листьев, гроздьев винограда,
гранатов или абстрактными узорами. Большинство хачкаров на кладбище Норадуc
датировано XIII—XVII-м веками,
самый древний же восходит к V-му веку.
Есть легенда, которая гласит, что когда сюда вторглись турки-османы,
местный правитель, который не мог противостоять туркам по численности войска,
приказал одеть на хачкары военную форму.
В сумерках издалека казалось, что стоит огромное войско.
Турки испугались и отошли.
Потрясает преемственность.
Первый камень - V век, последний (увы, не последний) - 2014 год....
бывшее, согласно «Армянской Географии»,
во времена раннего Средневековья столицей гавара.
В окрестных пещерах были найдены рукописные дневники,
свидетельствующие о том, что село являлось крупным культурным центром.
Согласно преданию, в I-м веке апостол Фома добрался до Одзуна и на месте
будущей церкви причащал епископов и дьяконов.
По одной из версий, название села и произошло от Армянского слова «оцел»,
обозначающего этот обряд. Апостол Фома принес с собой пелену Христа,
которая захоронена под алтарем Одзунской церкви Святой Марии Богородицы.
История Одзунского монастыря
практически отсутствует. Год основания неизвестен. VI век вычислен чисто
логически, исходя из конструкции храма. В VIII веке храм был отреставрирован
католикосом Ованесом III, который сам был родом из села Одзун.
Сейчас также идет реставрация.
Священник, сердечно принявший нас в Храме,
рассказал, что каждый день реставраторы что-то находят.
Прямо перед нашим приездом раскрыли окно...
Священник в Одзунском Храме -
отдельный разговор.
Он - настоятель единственного на севере страны
Храма, построеного в VI веке.
Храмов этого века в Армении единицы,
на севере только один и есть.
И этот человек понимает свою Миссию...
Сопровождал нас,
рассказывая и показывая
Камни с резьбой VI века
Главный портал церкви
Декоративные детали портала
На меня самое сильное впечатление
произвел рельеф Богоматери с младенцем -
священник считает, что это IV век...
(ВЕ считает, что VII)
И нам посчастливилось услышать его чУдный голос...
На территории церкви сохранилось более
20 изваяний IV-го века, которые имеют всемирную ценность,
в том числе - памятник становлению христианства в Армении.
Он представляет собой двухарочную аркаду, выполненную из шлифованного камня.
Под каждой из арок находится четырёхметровая прямоугольная стела,
на каждой стороне которой по всей длине высечены изображения.
На западных и восточных гранях выполнены Евангельские сюжеты и сюжеты
о распространении христианства в Армении, а на северных и южных гранях —
геометрические и растительные сюжеты...
Это был тот случай, когда, поднимаясь на
очередной вираж серпантина,
(высота над уровнем моря : 1127 м)
я, зажмурившись, вопросила:
"Кой чёрт меня занёс на эти галеры?"
Правда, мне было очень страшно...
Но оно того стоило!
– монастырский комплекс, построенный в XIII в. в 122 км от Еревана,
на уступе узкого извилистого ущелья реки Арпа.
Ущелье славится отвесными красными скалами, возвышающимися за монастырем...
Церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин),
строительство которой завершилось в 1339 году,
считается последним шедевром талантливого армянского скульптора
и миниатюриста Момика. Возле церкви находится его небольшая
и скромно украшенная усыпальница, датируемая тем же годом.
Вторая церковь монастырского комплекса – Святого Карапета,
построена в 1216–1227 годах по указу князя Липарита Орбеляна
севернее развалин древнего храма, носящего то же название
и разрушенного землетрясением.
К западной стороне церкви в 1261 году был пристроен
эффектный притвор (гавит),
украшенный великолепными хачкарами
и исписанными надгробными плитами в полу.
Впечатляет барельеф, изображающий Богоматерь
с Младенцем Христом и Архангелами,
а над верхним входом – изображения Христа
и фигур Апостолов Петра и Павла.
В церкви находится усыпальница князя Смбата Орбеляна.
Принадлежность к царскому роду
запечатлена на надгробных плитах...
Монастырь оставляет неизгладимое впечатление.
Это - один из величественных памятников зодчества армянского средневековья.
Не хотелось уезжать...
Нас провожала радуга!
Таки, Армянский коньяк - не наше, но ВСЁ!
Ереван - город
контрастовзамечательный город!Приглашаю вкусить "не наше ВСЁ".
У стен Вагаршапата...
Увидев фрески монастыря Кобайр XIIIв.(!!!),
поневоле задумаешься....
Амберд - крепость X в.
Над ущельем около монастыря Ованнаванк.
Не нужен мне берег турецкий!
Памятник армянскому алфавиту.
Таки, вы будете смеяться - там есть буква "О"!
Закладываю камушки (на память) в стену древнего
урартского храма Агарак, обращенного в церковь.
Там же зажгла свечу.
Мой Арарат!
Сис и Масис
Мой снимок - горжусь!
я восхищался безбожным горением маков.
Яркие до хирургической боли, какие-то лжекотильонные знаки,
большие, слишком большие для нашей планеты,
несгораемые полоротые мотыльки, они росли на противных волосатых
стеблях. Я позавидовал детям. Они ретиво охотились за маковыми
крыльями в траве. Нагнулся раз, нагнулся другой...
Уже в руках огонь, словно кузнец одолжил меня углями."
[Осип Мандельштам. "Путешествие в Армению" (1932)]
(Амберд)
маки в горах - это чудо!
"В этот раз мы с Olesya Zapalskaya стали записывать за Виталием Егоровичем особенно вдохновляющие фразы. Делимся)
Про приоритеты.
... пока мы не замучаемся, мы отсюда не уедем.
... я уважаю вашу усталость, но учитывать ее не буду.
... мы не будем заезжать в гостиницу и оплакивать там наш перелет (сказано при прибытии в Армению, из аэропорта мы сразу выдвинулись по экскурсионному плану, в гостиницу попали к 10 вечера.)
... туалет великая проблема, когда в группе много женщин.
...ничего, к пятому дню привыкните.
Про Армению.
... в Армении неприлично, если в селе нет церкви 5 века.
Про веру в людей.
...вы, конечно, помните строки поэта Пьер-Жан Беранже...***
Про наше всё.
... у меня есть претензии к Пушкину. Проехал через всю Армению и ничего, кроме отсутствия черного хлеба не заметил!
вот ещё^
"...день сегодня был хороший... не такой насыщенный, как хотелось бы ..." (это в 10 вечера, подъезжая к гостинице)
***
Комментарий Виталия Егоровича Сусленкова: О, Боже! Сен-Жон Перс