"...Кому-то, возможно, соположение Кафки и Грина
читать дальшепокажется чрезмерностью — но это вы, господа,
давно Грина не читали. Вряд ли кто-то с ходу вспомнит,
про что «Земля и вода», «Враги» или «На облачном берегу» —
рассказы, от которых, думаю, Кафка не отказался бы.
Главный интерес к Грину, конечно, впереди — не только потому,
что сказка сейчас стала главным жанром литературы, а потому,
что Грина читать необычайно радостно, в его прозе растворен
витамин жизнелюбия, азарта, праздничности,
а это сейчас самый большой дефицит....
...Я не знаю в мировой литературе ничего более стимулирующего,
зовущего к странствию или поступку, — ничего более гипнотизирующего,
если угодно; но гипноз усыпляет, а Грин пробуждает,
ибо то, о чем он пишет, и есть подлинность.
Гипноз — это серая погода, производительные силы и производственные отношения;
финансовые потоки, глинистая почва, интриги в провинциальном драматическом театре;
монструозный, с тремя кольцами охраны, особняк на узком шоссе с вечной пробкой;
грубый, зловонный начальник на нелюбимой работе; надутые карлики на котурнах.
Реальность — это тропические леса, звездное небо над океаном,
женский голос, поющий на берегу, облачная гряда над диким плоскогорьем,
таинственные слова, вдруг раздающиеся в ушах, порывистые и нервные люди,
к которым так подходит определение из «Жизни Гнора» — «гибкая человеческая сталь».
Для пошляка все это пошлость, но для того, кто по блоковской «пылинке дальних стран»
способен домыслить мир, — это и есть единственная бесспорная подлинность,
а пошлость — призыв открыть наконец глаза и начать жить настоящим.
Яркость Грина — не олеографическая, а сновидческая, влажные ослепительные
краски детской переводной картинки, воспоминание о мире, где все мы когда-то
были и по глупости своей променяли его на вид из окраинного окна.
Хотя и из этого вида гриновская волшебная голова способна была сделать чудо....
...Грин не уводит от России, а, как и было сказано, приводит к ней другим путем.
Его проза — не описывающая, не констатирующая, но инициирующая.
Читатель Грина воспитывает в себе те самые чувства, которые позволяют счастливо
жить именно в России: мечтательность, бескорыстие, упрямство,
способность к поступку, презрение к слишком долгой рефлексии, преданность,
благодарность, склонность ко всему избыточному и непрагматическому,
парольное умение выбирать и узнавать своих, способность уйти от бессмысленной
конфронтации и выстроить альтернативу; азарт, горячность, страстность, желание жить,
умение не заниматься ненужным и нежеланным;
наконец — способность построить тот мир, в котором хочется жить.
В гриновском мире — хочется, он заразителен и соблазнителен,
и Россия в силу своей огромности и щелястости устроена так,
что в ней множество ячеек, где этот мир можно себе построить,
не слишком пересекаясь с прочими...
...Цель в России достигается по диагонали:
работаешь на один результат, а получаешь другой, непредсказуемый.
Но зато мечты, как правило, сбываются — если только по пути к ним
научишься отвергать суррогаты, как оттолкнул несколько
подделок герой «Крысолова»."
Дмитрий Быков "СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Краткий курс"
@темы:
Интересности,
Ссылки,
Точка зрения
Всё же он (Быков) великое дело делает!
(Надо еще "Орфографию" перечитать заодно))
Вам перечитать....
А я ИСЧО не открывала.
Благодаря Быкову - Горького перечитала....
А "Орфографию" я один раз в наушниках послушала, а вслед за этим не выдержала и на бумаге прочла. И теперь вот еще хочется...
Посмотрела на полку в поисках "Орфографии" — нашла твердую "Советскую литературу"
Даже не знала, что она у нас есть...
"О сколько нам...."