"Наши дети видят очень мало настоящих вещей.
В основном - копии ширпотреба, поделки масскульта, какие-то искусственные спецэффекты…
А в человеческих отношениях - невнятицу повседневности, компромиссы…
И у детей не вырабатываются… некие, что ли, витамины ума…
От нашего мира дети не получают в пользование важнейший критерий оценки - критерий подлинности.
И потому не отличают настоящего от лжи, фальшивки, пустышки, упаковки…
(у природы) дети приучаются чувствовать подлинность, то есть наличие внутренней сути, смысла.
Критерий подлинности - это не справка эксперта, подтверждающая происхождение артефакта.
Это умение самостоятельно отличать настоящее от ненастоящего.
Точнее - и важнее, - пригодное от непригодного, если мы о прикладном смысле…
Культура, особенно сейчас, даёт нам огромное, просто безумное количество образцов, моделей, стратегий…
Но в реальных условиях конкретной территории… даже не территории, а локуса…
далеко не все из них жизнеспособны или полезны…
В единстве географии, этноса и культуры всегда можно определить некие общие стилистические свойства, культурный код.
Мир общий, но неодинаковый…
в Африке вы не наденете того, что будете носить в Арктике!…
В Швеции за поцелуй вас в ответ поцелуют, а в Аравии зарежут…
Это просто обычаи.
… В Полинезии из пожара спасут женщину, а дети сгорят, а в России - наоборот.
Это уже ценности, а не обычаи.
Ценности формируются культурным кодом…
Подлинное - это то, что соответствует культурному коду.
Овладевая критерием подлинности, человек может идти в одну сторону -
и постигать свой культурный код, идти в другую сторону -
и отбирать из огромного ассортимента предлагаемых стратегий те,
которые будут здесь работать, потому что органичны…
"Блуда и МУДО" Алексей Иванов