Вчера в моей любимой передаче «Апокриф» у Ерофеева, обсуждалось понятие «Клиповое сознание», закрепившееся в соцкультуре.
Вынося за скобки профессиональный спор, резюме меня поразило.
«Клиповое сознание», упрощенно, – тенденция использования калейдоскопа картинок, комиксов и т.д. - признак старости цивилизации.
Ибо, на заре, информационный поток шел через наскальные рисунки, и, сегодня, в общем-то, это - те же рисунки, только подкрепленные высокими технологиями.
Рационализация сознания «гасит» рецепторы чувств человека.
Выстроенный в картинках информационный поток направлен на «привлечение», «отвлечение», «приручение к определенным стандартам»…
Ибо «зомбированным» человеком управлять легче…
Дезавуируются такие ценности, как нюансирование сюжетных линий, переживаний, способность наслаждаться природой, чувствами…
Кто сейчас «осилит» "описательность" Толстого в «Войне и мире» ?
«Клиповое сознание» – критическое сознание.
Интерес к «actions», рациональности, «перебивает» человеческую природу…
А человеческая природа по своей сути – иррациональна…
читать дальше
читать дальше
Вынося за скобки профессиональный спор, резюме меня поразило.
«Клиповое сознание», упрощенно, – тенденция использования калейдоскопа картинок, комиксов и т.д. - признак старости цивилизации.
Ибо, на заре, информационный поток шел через наскальные рисунки, и, сегодня, в общем-то, это - те же рисунки, только подкрепленные высокими технологиями.
Рационализация сознания «гасит» рецепторы чувств человека.
Выстроенный в картинках информационный поток направлен на «привлечение», «отвлечение», «приручение к определенным стандартам»…
Ибо «зомбированным» человеком управлять легче…
Дезавуируются такие ценности, как нюансирование сюжетных линий, переживаний, способность наслаждаться природой, чувствами…
Кто сейчас «осилит» "описательность" Толстого в «Войне и мире» ?
«Клиповое сознание» – критическое сознание.
Интерес к «actions», рациональности, «перебивает» человеческую природу…
А человеческая природа по своей сути – иррациональна…
читать дальше
читать дальше
«Российская газета», 13 мая 2004 г.
Заложники клипового мышления
Об этом мы беседуем с известным богословом, диаконом Андреем Кураевым, разбирая подробности последней неисторической трагедии.
Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так.
Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики - один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок - больше туда не будем ходить... Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем.
Забыл уточнить - это все сказано по поводу "повторного" открытия "Трансвааль-Парка".