moty
НАРРАТИВ
- ставший модным термин – кстати, дурно переведенный на русский.
Суть предельно проста: нарратив – это изложение событий в последовательности,
которая кажется рассказчику логичной.
«Пойдем быстрее, а то опоздаем» или
«Я привез из Турции сувенир и теперь хожу к врачу-сувенирологу» – типичные примеры нарратива.

Казалось бы, где тут можно ошибиться и какое это имеет отношение к постмодерну?

....мы живем в эпоху избыточной информации. Ни один человек не может учесть всех факторов,
влияющих на тот или иной процесс.

При этом, когда что-то случается, мы:
а) стараемся объяснить происшедшее, исходя из собственного опыта (недостаточного) и знаний (отрывочных);
б) пребываем в ложной уверенности, что точно знаем, почему так случилось.

Это и есть ошибка нарратива – когда ты начинаешь подгонять любую новую информацию под привычные лекала и видишь только те данные, которые укрепляют твою убежденность, а те, что выставляют тебя дураком, – игнорируешь.

В эпоху постмодерна технологии и данные множатся постоянно, а с ними и ошибки.
Хрестоматийный пример – случай с будильником Соттасса...
В 60-х годах фирма Olivetti никак не могла продать свой новый будильник.
Боссы бились над загадкой, проводили опросы, изучали изделия конкурентов – все тщетно.
Тогда дизайнер Соттасс залег в засаду в магазине и с удивлением обнаружил, что покупатели взвешивают будильники в руке и не покупают Olivetti, который благодаря новым технологиям стал неожиданно легким.
Боссам никак не могло прийти в голову, что вес может быть критерием оценки товара, потому что раньше такого не было!
В постмодерне подобное сплошь и рядом.

Успех в бизнесе и даже личное счастье все чаще зависят не от измеримых всеобщих величин,
таких как IQ, цвет диплома, возраст, стаж, а от случайных.

Например, кто-то может получить хорошую работу, потому что у него редкая фамилия
и при поиске в «Гугле» его страница в «Фейсбуке» быстро нашлась, а там висела песня, которую босс давно искал, и т. п.
А новая коллекция одежды может плохо продаваться просто потому, что в сети магазинов используются галогенные лампы, а не с нитью накаливания, поэтому цвет ткани выглядит плохо и никому не нравится.
Жизнь с опорой на логику во времена постмодерна чревата частыми ошибками нарратива и в конечном итоге – неврозами из-за собственного неумения понять происходящее".

Прочитайте всю статью - очень интересно...

@темы: Ссылки, Интересности